Невозвратные авиабилеты

Известно, что степень строгости правил, касающихся возврата и обмена билетов на самолеты, напрямую зависит от их ценовой категории. Эти правила регулируются, в первую очередь, Федеральным законом «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», который подписал президент 21 апреля 2014 г. Он гласит, что авиабилеты можно продавать на разных условиях: как с предполагаемым возвратом денежных средств при возврате билета, так и без него (невозвратный тариф). Данное правило коснулось лишь компаний, зарегистрированных в нашей стране. Иностранные фирмы, работающие  в РФ, подчиняются только межправительственным актам, поэтому даже до вступления в силу рассмотренного закона могли продавать билеты без условия возврата средств при сдаче билета в кассу.

Как узнать подлежит ли билет возврату

Начиная поиск предложения билета, большинство людей, в первую очередь, стремятся сэкономить. Поэтому они ищут невозвратные билеты. Их в общей массе покупаемых – обычно  до 80%.

Сразу после того, как была проведена процедура покупки такого билета, вступают в действие правила его использования. Он  гласят, что при невыезде билет нельзя вернуть в кассу и получить обратно свои деньги. Если перед полетом вы уже знаете, что ситуация невылета возможна у вас, то лучше всего сразу запросить у поставщика билетов письменное подтверждение правил его продажи. Это удобнее всего сделать по телефону.

Стоит ли приобретать невозвратные авиабилеты

Ответ на этот вопрос, естественно, не может быть однозначным – каждый человек и каждая ситуация индивидуальны. Однако большинство специалистов говорят, что обычно именно такие авиабилеты брать и стоит – это выгодно.

Современные тарифа на авиаперевозки условно делят на 3 главные группы:

  • без возможности возврата;
  • с возможностью возврата со штрафом;
  • с возвратом без штрафа.

Принадлежность к тому или иному тарифу серьезно отражается на стоимости авиабилета. У российских компаний цены таковы: самые низкие – на невозвратные билеты, на возвращаемые со штрафами – выше на 30-50%, а на возвращаемые вовсе без штрафа – в 2-5 раз выше (по сравнению с невозвратными). Для иностранных перевозчиков соотношение еще резче: возвратные со штрафами стоят на 50-100% больше невозвратных, а сдаваемые без штрафа – в целых 10-15 раз.

Как видим, разницы в ценах – огромны, и выбор невозвратного тарифа может очень помочь снизить расходы на путешествие.

Чтобы несколько снизить риски убытков для пассажиров в случае невыезда, некоторые авиакомпании ввели у себя так называемую «страховку, встроенную в тариф». Ее выплачивают из той разницы, которая существует между ценами на билеты разных тарифов. Такое предложение было бы привлекательным, если бы не цена такой страховки. Она довольно высока, поэтому многие туристы от нее просто отказываются.

Практика перевозчиков предполагает исключения из правила всех тарифов в случаях, когда сам пассажир или его ближайшие родственники скончались. А вот отказ в возврате следует всегда, если:

  • пассажир не смог получить визу
  • он внезапно заболел
  • имели место любые другие обстоятельства, не позволившие вылететь.

Как получат выплаты?

То, по каким правилам будет выплачена компенсация, зависит от положений договора страхования, предложенного той или иной страховой фирмой.
Как же может получить страховую выплату владелец билета? Если наступил страховой случай, то заинтересованный в выплате гражданин, владеющий билетом, должен грамотно и вовремя провести нужные процедуры:

  1. составить в письменной форме и направить в адрес продавшей билет компании заявление, в тексте которого описаны обстоятельства, побудившие отказаться от вылета. Получение заявления позволит авиакомпании аннулировать неиспользованные билеты. Очень важно, чтобы данный шаг был совершен гражданином не позднее, чем через 24 часа после того, как произошел страховой случай.
  2. дать страховой компании, услугами которой человек воспользовался, всю информацию о ситуации и, желательно, доказательства страхового случая. Это обязательно следует делать как можно скорее: обычно страховые фирмы отводят для свих клиентов стандартный срок в 5 рабочих дней.
  3. предоставить пакет документов, позволяющих без задержек получить свою выплату. Наиболее сжатый перечень бумаг для этого пакета таков:
  • заявление с просьбой предоставить выплату по страховке и описанием обстоятельств произошедшего, вследствие которых гражданин был вынужден отменить свой перелет
  • документы, удостоверяющие факт оплаты билетов (чеки и т.п.)
  • бумаги, подтверждающие, что той фирмой, которая продала билеты клиенту страховой компании, уже была возвращена ему часть суммы. Конечно, это актуально в случае, если такая выплата была предусмотрена условиями приобретения билета и уже проведена фирмой-продавцом
  • копию заявления, поданного в авиакомпанию с целью аннулирования билетов, которые остались невостребованными
  • бумагу, удостоверяющую, что авиакомпания, реализовавшая билет понесла убытки из-за его отмены. Ее выдает сама авиакомпания.
  • официальный отказ консульства (если он выдавался)
  • загранпаспорт (оригинал).

Именно эти документы обязательно подавать желающим получить страховую выплату. Однако кроме них могут потребоваться и некоторые другие – с их помощью получится наиболее быстро и достоверно доказать страховой фирме, что страховой случай на самом деле произошел. В число дополнительных бумаг для комплексного страхования авиабилетов от невылета входят:

  • при болезни либо смерти самого пассажира или его ближайших родственников, супруга – справка из медучреждения, копия свидетельства о смерти, прошедшая процедуру заверения у нотариуса, а также любые документы, с помощью которых можно подтвердить родственную связь
  • при нанесении вреда имуществу владельца билета – протоколы административных служб, полиции
  • при вызове в суд или военкомат – повестка
  • при неожиданной потере работы – трудовая книжка с соответствующей записью
  • при ДТП – протоколы, медицинские справки и т.п.